Соціальна мережа ВКонтакті має намір створити чорний список рекламних агенцій, які масово використовують ботів для наповнення груп та сторінок своїх клієнтів.
Про рівень використання ботів та складність ситуації сьогодні заявив заступник гендиректора соцмережі, Ілля Перекопський, на сцені конференції РИФ, що відбулася в Росії. За його словами, одразу в кількох офіційних групах великих брендів було виявлено високий рівень ботів, зокрема, 76% – ТМ Роллтон (бренд макаронних виробів), 73% – банк Связной, 59% – Adidas, 37% – Coca-Cola.
Як заявив Перекопський, наповнення офіційних груп ботами-шанувальниками (несправжніми екаунтами) дозволяє рекламним агенціям, які ведуть цих клієнтів, обманувати їх та “розпилювати” кошти. Безпосередньо під час свого виступу на РИФ Перекопський звернувся до керівника агенції НЛО Маркетинг Федора Віріна, сказавши «Рот закройте, положите микрофон и выйдите из зала, ваша эпоха закончилась!».
Прес-служба ВКонтакті доповнила цей момент заявою Владислава Циплухіна, прес-секретаря соцмережі. Як написав він на своїй сторінці, інформаційна хвиля у ЗМІ та соцмережах зробила з Федора Віріна жертву, але насправді ВКонтакті просто не хоче мати справу з агенціями, які обманюють своїх клієнтів. І має намір створити чорний список таких агенцій, перше місце в якому уже отримала НЛО Маркетинг.
Оновлено 23.04 Ми отримали коментар від Федора Віріна, директора з розвитку NLO Marketing:
Мне очень неприятно то, что произошло на секции. Я впервые с таким сталкиваюсь.
Про события: несколько месяцев назад ВКонтакте удалил несколько сотен тысяч пользователей группы нашего клиента, сказав, что это были боты. После этого в группе прилично упала активность. Мы много раз пытались получить у ВКонтакте объяснения, почему именно эти, а не другие пользователи были сочтены ботами, может быть мы бы посмотрели логи. Нам же тоже нужно это объяснить клиенту. Нам важно было (да и сейчас важно) разобраться. Причем аргументированно. Наша главная задача в любой ситуации — защита интересов клиента.
ВКонтакте не ответил на наши запросы и не аргументировал своих действий. Ни на какие попытки обсудить ситуацию не пошел, то есть полностью закрылся и прекратил с нами отношения. Ситуация длится уже несколько месяцев и больше похожа на личную месть (или показательный процесс), но не на деловые отношения. Что самое печальное — это происходит за счет клиентов, а не за счет агентства, что отрицательно влияет на весь рынок. Увидев такую ситуацию, нормальный рекламодатель десять тысяч раз подумает, а делать ли вообще что-то в социальных медиа. Клиенты доверяют свою аудиторию социальной сети – и сейчас это выглядит большим риском для них.
Пора признать, что боты — это проблема общая, это проблема интернета и проблема каждой отдельной сети, которую нужно решать. У меня во ВКонтакте несколько сотен подписчиков/друзей (я не очень активен во ВКонтакте и мало туда пишу), несколько тысяч в Facebook, почему во ВКонтакте среди подписчиков есть значимая доля ботов (скорее взломанных), а в Facebook их нет? Я не знаю, но для меня важен ответ, и важно, как сделать так, чтобы их не было вообще в любой сети.
Нам боты не нужны, точно также как они не нужны ВКонтакте или любому другому агентству. Мы строим долгосрочные стратегии, и наша отчетность перед клиентами чаще выражается не в лайках и постах, а во влиянии на бизнес того, что мы делаем (и да, это очень сложно измерить, но возможно). Наша (и моя) единственная задача сейчас — это разобраться (вообще, когда мы сталкиваемся с любой проблемой, мы должны разобраться и понять, как не допустить этой проблемы в будущем). Этого не получилось. Не получилось именно контакта со ВКонтакте. Также как это не получилось сейчас на конференции.
Задача — понять, каким образом мы можем защитить наших клиентов от неэффективных инвестиций и от появления ботов. Мне кажется, что это общая задача, а не головная боль только нашего агентства. Возможно, эту работу готов полностью взять на себя ВКонтакте (и тогда они большие молодцы), возможно, сети нужна помощь (не знаю), но эту проблему нужно решать. Решения — это аналитика и обсуждения, мозговые штурмы, и еще раз аналитика, а не публичные разбирательства.
И, конечно, наша задача — это выстраивание рынка в целом, за счет появления прозрачных механизмов регуляции, за счет обучения клиентов, за счет аналитики — так, как это происходило и происходит на других рынках интернет-рекламы. Мы проводим очень большой объем обучения, как публичного, так и частного, объясняя, каким образом нужно развивать присутствие в социальных медиа, на какие показатели опираться, как достигать целей компании, как анализировать свое присутствие. В разрезе целей клиентов вообще не может идти речи о любом спаме социальных сетей будь то боты или скрытый маркетинг, поэтому обвинения, выдвинутые в нашу сторону выглядят для меня, мягко говоря, несколько несуразными. Эту работу по обучению мы проводим уже несколько лет и будем продолжать ее вне зависимости от каких-либо внешних событий.