Роман Сидоренко, засновник і власник компанії WantMore – людина непересічна і цікава. За останні 2 роки він запустив кілька вдалих онлайн-проектів, які стали помітним явищем на українському інтернет-ринку (наприклад, «40 тижнів» і «Х-Фактор онлайн»).
Роман родом із Севастополя, але в 1996 році поїхав працювати до Москви, де провів майже 10 років. Там він почав свій перший приватний бізнес, потім працював в ІТ-компаніях. Був період, коли Роман вирішив відпочити – і майже рік присвятити себе виключно дайвінгу в Єгипті.
Поціновувач вина, цікавий співрозмовник, успішний бізнесмен, і, думаю, в перспективі власник ще не одного гучного проекту в Україні. Сподіваюсь, наша розмова з Романом Сидоренком буде й вам цікавою.
Романе, нещодавно дізнався, що окрім особистого блогу, ти вже 5 років ведеш блог про вино. І глянувши його бачу, що вино є одним з твоїх захоплень. Що тобі особисто дає такий тематичний блог?
Основная причина, побудившая меня начать ведение блога, – необходимость помнить, какое вино я уже пил и понравилось оно мне или нет. Так как вина я пью много, то часто не помню при покупке или заказе в ресторане, пробовал ли я именно это вино или нет, и что я о нем думаю.
Вторая причина – желание совершенствовать свои описательные способности. Интересно уметь формулировать свои впечатления не на уровне «понравилось – не понравилось», а, например, так: «вино с легким ароматом прелых листьев на фоне запаха жареного миндаля».
Пишеш в першу чергу для себе?
В первую очередь для себя. Хотя приятно получать и комментарии читателей.
Є ще особистий блог в ЖЖ. А його для кого ведеш?
Это был эксперимент, который я начал, не имея конкретной мотивации. Через некоторое время понял, что ЖЖ можно использовать как инструмент, позволяющий экономить время на сообщении разнообразной информации куче людей, причем без утомительной деперсонализации, которой грешат пресс-релизы и новости на корпоративных сайтах.
Чим для тебе є інтернет?
Мощный инструмент, но с кучей побочных эффектов, главный из которых – эмоциональная зависимость от иллюзорного нахождения в потоке информации.
Чи міг би жити без інтернету?
Работаю над этим.
З чого ти починаєш ранок?
Пока лежу в ванной – читаю новости с айфона.
А пошта?
У меня сложные отношения с почтой. В целом, меня сильно раздражает переписка по электронной почте, поэтому я стараюсь пореже туда заглядывать.
Из Севастополя ти поїхав у 1996 році, всього через рiк після закінчення школи. Чим займався у Москві?
До кризиса 1998 года у меня была своя компания, которая занималась консалтингом по внедрению российской ERP-системы «Галактика». Потом ушел работать в компанию «Интерфейс», занимался выводом на рынок СНГ американской ERP-системы iRenaissance.
После случился Xerox.
Як ти туди потрапив?
Хедхантеры переманили. В Xerox я работал в группе, отвечающей за продажи госсектору. Это была прекрасная прививка – с тех пор я на километр не подхожу к госструктурам. Потом в моей жизни случился Казахстан, где на позиции регионального директора компании «ТерраЛинк» я занимался поставками IТ-оборудования и услуг для международных нефтегазовых проектов.
В 2003 году пришло осознание, что надо срочно «сменить пластинку» и после 6 месяцев интенсивной подготовки я получил международный диплом инструктора по дайвингу и уехал в Египет, жить и работать в дайвцентре.
Тогда такого слова я не знал, но точно знал, что хочу кардинальных изменений в жизни. У меня простое правило – если хочешь пересесть на «другой» поезд в жизни, нужно сойти с того, на котором едешь сейчас и дождаться, когда придет новый. А сколько придется ждать на перроне – неизвестно.
В общем, я решил оставить работу и жизнь в Москве и уехать «куда глаза глядят».
Поїхати планував надовго?
У меня не было горизонта «надолго» или «не надолго». Вопрос денег на повестке не стоял, на казахской нефти удалось неплохо заработать. Совершенно случайно, на отдыхе в Египте я попробовал дайвинг. После первого погружения я уже точно решил, что стану инструктором.
Коли виникла ідея зайнятися власним бізнесом і створити WantMore?
В такой формулировке – «заняться своим бизнесом» – эта идея у меня никогда не возникала. Я практически никогда не находился в ситуации, когда мной жестко управляли. Сегодня мой уровень свободы практически не отличается от времен, когда я был наемным работником.
Та все ж, була ідея створити свій бізнес?
Да, была у меня в 2007 году big idea – создать глобальную медиа-инфраструктуру, которая объединяла бы правообладателей контента, интернет-площадки и рекламодателей к всеобщей пользе для людей – бесплатному и легко доступному контенту.
И стал я строить платформу в «свободное от работы время». А работал я тогда в корпорации ЕМС, мировом лидере на рынке программных и аппаратных решений в области управления информацией.
Ця ідея приносила прибуток?
Нет, сначала надо было построить эту «вавилонскую башню».
Платформа створювалася для локального ринку?
Нет, но в тот момент мне казалось логичным начинать в России и Украине.
Був бізнес-план?
Была любовь. Зачем? План, конечно, был, но больше стратегический. Деньги тратил свои, а с собой всегда легко договориться.
Що зараз із проектом?
Летом 2010 года мы его закрыли, а разработанную платформу готовим к продаже на рынках Европы и США. Основные клиенты – медиахолдинги.
Кого це може зацікавити в Україні?
На мой взгляд, сейчас в Украине есть единственный потенциальный покупатель платформы – компания «Киевстар», которая анонсировала свои планы стать лидером на рынке кросс-платформенных развлечений. Чтобы стать оператором таких услуг, нужно иметь соответствующую платформу. Будем с ними разговаривать.
Одним из найуспішніших проектів WantMore став онлайн-проект «40 тижнів». Як він народився?
Это была «незапланированная» беременность. В 2008 году мой коллега по WantMore Александр Клейменов убедил меня поехать на MIPCOM – ежегодный телевизионный рынок в Каннах. Просто «для общего развития», т.к. в тот момент мы находились в разгаре событий по запуску нашей платформы по дистрибуции контента.
Там, на презентации различных форматов, я увидел презентацию проекта «40 недель». Внутреннее решение было принято немедленно. Напомню, это был октябрь 2008 года – разгар кризиса, при этом WantMore до этого не имела никакого опыта в медийной области.
В декабре 2008 года мы подписали документы на локализацию формата «40 недель» в России и Украине, а уже в мае 2009 года подписали контракт на генеральное спонсорство украинской версии проекта с Kimberly Clark (ТМ «Huggies»). Со спонсором российской версии проекта (Procter & Gamble) договорились в декабре 2009.
Кому зараз належить проект?
Проект полностью в нашей собственности на 3 года.
«40 тижнів» можна назвати фінансово успішним проектом?
Безусловно, мы хорошо заработали. Помимо этого, проект стал супер-востребованным. Недавно отмечали миллион сто тысяч просмотров серий украинской версии. Это беспрецедентный результат для узкоспециализированного контента. Все счастливы.
Що змінив успіх «40 тижнів» у стратегії компанії?
Все изменили. Мы стали независимым продюсерским центром. Еще изменился подход к бинесу: я понял, что хочу сконцентрироваться на том, чтобы мои проекты приносили деньги сейчас, а не потом, когда их кто-то купит за большие деньги.
Завдяки проекту «Х-Фактор онлайн» WantMore стала відомою. Чия ініціатива була запустити цей проект? СТБ?
В начале 2010 года я познакомился с людьми из испанской компании BMAT, создавшими Skore – уникальную технологию оценки вокальных данных в режиме реального времени. Она мне очень понравилась и я подписал эксклюзив на Skore в СНГ. Спустя несколько месяцев мы пришли в СТБ с готовой концепцией проекта «Х-Фактор Онлайн». Еще пару месяцев ушло на то, чтобы «продать» проект и договориться. В августе провели тендер на подрядчика по разработке, а 30 октября 2010 года «Х-Фактор Онлайн» увидел свет.
Проект у комерційному плані успішний для тебе?
Да.
Скільки людей перевірили свої вокальні дані через «Х-Фактор онлайн»?
C 30 октября 2010 года по 4 февраля 2011 года на проекте зарегистрировалось 7 000 исполнителей, которые спели 900 000 песен, из которых 39 000 они решили сделать доступными публике на своих профайлах. За тот же период 113 000 человек зарегистрировалось на проекте для моральной и материальной поддержки исполнителей.
Для СТБ «Х-Фактор онлайн» – це все-таки іміджевий, а не бізнес-проект. Правильно?
Очевидно, что сейчас нельзя сравнивать доходы от телерекламы с онлайн-доходами, но здесь есть за что бороться. По моим оценкам, за 2010 год украинцы потратили на онлайн-знакомства и онлайн-игры около $35 млн., и эта цифра будут только расти. Добавив к этому $28 млн. рынка онлайн-рекламы в Украине в 2010 году, мы получим достаточно вкусный пирог, от которого телеканалы сейчас в лучшем случае получают крохи. Проектом «Х-Фактор Онлайн» СТБ сделал серьезную заявку на этом сегменте рынка и я уверен, что второй сезон проекта при правильном подходе покажет существенный рост доходов, помимо безусловного имиджевого эффекта канала-«инноватора».
А чим іще можуть займатися наші ТВ-канали?
Я считаю, что не нужно отдельно выделять онлайн-аудиторию. Есть человек; ему интересно развлечение, и качественное развлечение будет ему доступно через все возможные каналы коммуникации. Если развлекательный бренд, например «Х-Фактор», глубокое эмоциональное вовлек человека через ТВ, то необходимо обеспечить ему развлечение и по другим каналам (онлайн, концерты и т.д.) Это краеугольный камень успеха.
На Западе сейчас популярен термин «трансмедиа» – слово, которое совершенно не переводится на русский язык. Если канал снял передачу, показал по ТВ, потом выложил ее на своем сайте – это не трансмедиа. Трансмедиа – это то, что происходило в проекте «Х-Фактор Онлайн». Люди приходили на сайт, пели песню, участвовали в гонке, голосовали, потом выигрывали, пели на ТВ, видео выступления появлялось в сети, другие люди его комментировали.
Для второго сезона проекта «Х-Фактор Онлайн» мы придумали еще один уровень вовлечения, актуальный для страны, где проникновение интернета менее 50%: кастинг по телефону. Человек берет мобильный телефон, звонит на короткий номер, поет и тут же узнает свою оценку. Если результат будет выше заданного порога – получает сообщение со специальным кодом для участия дальнейшей в гонке.
Це можна використати тільки для Х-Фактора?
Не все люди хотят участвовать в шоу «Х-Фактор» и мечтают о шоу-бизнесе, но многие хотят быть оцененными. Например, сидит компания, пьет-веселится и хочет узнать, кто из них лучше поет. Определить просто – набрал номер, спел, получил свою минуту славы.
Які ще проекти плануються до запуску цього року?
После успеха формата «40 недель» мы уже целенаправленно искали на рынках кросс-платформенные форматы, выбрав это основным направлением деятельности WantMore. В прошлом году мы купили права на два очень интересных проекта – молодежный интерактивный сериал «Flatmates», а также кросс-платформенный триллер с элементами ARG, подробностей которого мы пока не раскрываем. Могу сказать только, что он построен на сексе, жестокости и провокациях.
Про «Flatmates» ти вже писав якось в своєму блозі. Розкажи в кількох чловах – в чому його особливості?
У героев «Flatmates» есть две отдельных истории: как персонажа сериала и как участника проекта. Это отдельная драматическая линия – как неизвестные ребята благодаря нашему проекту становятся известными на всю страну. У них кардинально меняется жизнь – за этим интересно наблюдать.
Коли стартує проект?
Кастинг начинается в начале апреля, а сериал стартует в сентябре.
Чи не забагато планів на один рік?
Я более чем амбициозен и это далеко не исчерпывающий список моих планов на 2011 год.