Продовжуємо нашу серію інтерв‘ю про підсумки року з людьми, які на думку наших експертів найбільше вплинули на розвиток УАНЕТу в 2010 році. Цього разу думками про рік, що минає, ділиться Денис Довгополий, керівник GrowthUp Incubator та співзасновник Startup Crash Test
Денисе, ми вважаємо, що 2010 рік так і не став проривним для українського інтернет-ринку. За рік ми не побачили багато нових проектів, ми не побачили великої активності інвесторів, ринок інтернет-реклами на одного користувача в 8-10 разів менший, за російський. В чому причина?
Причина очень проста и от нее никуда не денешься. Рынок маленький. Деньги, которые крутятся в этом рынке небольшие, они распределяются по основным игрокам, не всегда прозрачно и справедливо.
Еще одна причина – низкая культура оплат в интернете и низкая платежеспособность украинских пользователей не позволяют строить сервисы, за которые украинские пользователи смогли бы платить массово.
Схемы оплаты «pay per lead» или «pay per deal» у нас делают только первые шаги.
Поэтому у нас сейчас идет работа с «инноваторами» (в терминах классификации потребителей инновационных продуктов) в разрезе образования (educate) рынка. Всему свое время и перескакивать через этапы нельзя. Рано или поздно рынок взорвется и тогда на него придут инвесторы.
С другой стороны, есть ряд проектов, которые не готовы показывать свои продукты, а продолжают работу над ними и мы узнаем о них в следующем году.
Як би ти охарактеризував рік, що минув, для себе. Він був успішним? Виправдав сподівання?
Да, он был успешным. За год сделано значительно больше, чем запланировано. Год оказался богатым на новых партнеров, события, сделки
Що вдалось, і що не вдалось реалізувати?
Основное – запустили инкубатор (GrowthUp Incubator), наконец-то. Второе, таки провели IDCEE, который прошел более, чем удачно.
Не удалось – заработать много денег. Не удалось расширить команду до требуемого размера, что будет сказываться на темпах развития в следующем году.
Назви 3-5 найважливіших, на твою думку, події (чи тренди) в українському інтернеті в 2010 році
IDCEE, увеличение активности ангелов, формирование костяка предпринимателей в отрасли, приход некоторых крупных российских и международных игроков на рынок. Из трендов – активный рост Twitter и Facebook аудиторий.
Що тебе найбільше розчарувало в українському інтернеті в 2010 році?
Первое – это неприемлемо маленький рынок интернет рекламы. Второе – уход нескольких инвесторов с украинского рынка.
Що цікавого принесе нам 2011 рік?
О чем знаю, не могу говорить, а чего не знаю – не хочу придумывать
Наше опитування експертів ринку показало, що в УАНЕТі дуже мало публічних людей. Як ти думаєш, в чому причина?
В том, что успешные и влиятельные люди вкалывают как черти и не пиарятся. На самом деле, про технологический бизнес (как про интернет бизнес) говорят: кто пришел сюда без опыта но с деньгами, уходит с опытом, но без денег.
Во всем мире этот бизнес делается выскочками и не сильно опытными людьми. Крупный бизнес приходит позже. У нас это процесс уже происходит – крупные ФПГ начинают формировать (а некоторые увеличивать) пул интернет проектов.
Но это уже не предпринимательство и не венчурные сделки – это M&A и private equity. Такие тренды показывают, что рынок развивается и взрослеет
Що б ти порадив людям, які хочуть стати відомими в УАНЕТі?
Убить себя об стену. Пусть пишут книжки. В интернет надо приходить с миссией и желанием заработать. Слава прилагается. Или нет. Но в любом случае надо много упорно работать и учиться.