Ми продовжуємо опитувати людей, яких наші експерти включили до ТОП-5 людей, що найбільше вплинули на УАНЕТ в 2010 році. Цього разу на наші питання відповідає головний редактор видання ain.ua Артур Оруджалієв.
Артуре, ми вважаємо, що 2010 рік так і не став проривним для українського інтернет-ринку. За рік ми не побачили багато нових проектів, ми не побачили великої активності інвесторів, ринок інтернет-реклами на одного користувача в 8-10 разів менший, за російський. В чому причина?
Я думаю, что причина в том, что у нас все началось позже. А в России раньше. Интернет, провода и т.п. Время и опыт очень важно. Второй момент – общий язык с бОльшим рынком. Украинский интернет-пользователь проводит много времени на российский сайтах – из-за этой конкуренции наши ресурсы получают меньше внимания, как следствие – денег. В этом никто не виноват. Это просто констатация.
Як би ти охарактеризував рік, що минув, для себе. Він був успішним? Виправдав сподівання?
Год был нормальным. Вполне предсказуемым. Как вы и заметили, радикально ничего не изменилось. Медленно плывем вперед.
Що вдалось, і що не вдалось реалізувати?
Лично мне? Я хотел создать площадку для общения и получения информации участниками украинского интернет-рынка. Первый полгода мои метания были не очень правильными. Со второй половины более менее нащупали направление. Но еще очень многое предстоит сделать.
Назви 3-5 найважливіших, на твою думку, події (чи тренди) в українському інтернеті в 2010 році
Чего-то грандиозного в голову не приходит. Рейтинг самого важного через силу делать не хочется. Просто отмечу такие хорошие вещи как
– iForum (2000 человек, интересующихся интернет-бизнесом в Украине, одно время в одном месте – это здорово);
– появление нового исследования от InMind (как бы его не критиковали, но хотя бы появился выбор кому больше верить);
– стремительный рост Rozetka.UA (который показывает, что отлично можно заниматься бизнесом, ориентируясь только на наш локальный рынок, не смотря на все “Реалии”);
– рост интереса к стартап-движению. Очень радует, что в Украине все больше людей хотят быть предпринимателями, делать свои проекты, не зависеть ни от кого;
– ну а рекламный рынок как был клоакой, так и остался. И отчасти ввиду этого там денег весьма мало. Откат все еще важнее эффективности, что бы не говорили.
Що тебе найбільше розчарувало в українському інтернеті в 2010році?
Сильно умные “специалисты”. У нас все знают как нужно делать, что делать и т.п. Но почему-то не делают. Только на словах пока все. Завтра сделают, я так понимаю. А сегодня выливают кучу грязи на тех, кто занимается делом и запускает проекты. В общем если кратко – полное отсутствие поддержки коллег по рынку.
Що цікавого принесе нам 2011 рік?
Без понятия. Посмотрим. На конкретику. А общие тренды известны и так.
Наше опитування експертів ринку показало, що в УАНЕТі дуже мало публічних людей. Як ти думаєш, в чому причина?
Причина очень простая. Публичность помогает только на определенном, достаточно серьезном этапе развития бизнеса. Во многих остальных она иногда даже мешает. И это понимают некоторые серьезные предприниматели.
Не стоит забывать и про то, что публичность – дополнительная ответственно. А зачем она нужна – часто не очень понятно. Люди делают бизнес и точка.
Що б ти порадив людям, які хочуть стати відомими в УАНЕТі?
Я думаю, что стать известным – очень плохая цель. Хорошая – сделать что-то полезное.